Ананьинская эпоха в Прикамье

к карте

                                                                                                                         

       

Открытие железа позволило создавать оружие более совершенное, чем бронзовое, и человечество погрузилось в эпоху империй, насилия, крови и войн. Мир Евразии сотрясался от походов ассирийцев, персов, Александра Македонского и наконец, римских легионов. Именно в горниле раннего железного века рождался наш мир. Понимание социальных и политических процессов, которые происходили тогда, помогут сейчас понять место европейской цивилизации в ряду других.

Многие проблемы сегодняшнего мира всего лишь отголоски давних времен, времен римской империи. Это понимают многие сегодня, большая часть политических идей родилось тогда. Современные мыслители своими учителями считают Аристотеля, Платона, Сенеку и Демокрита.

Приуралье хоть и находилось на северной окраине евразийского мира, переживало не менее бурную эпоху перемен, чем Центральная Европа и Передняя Азия. В первом тысячелетии до н.э.; развивается дифференциация населения, идет становление торговых отношений с соседними народами и формирование новых религиозных идей. Для нашего края эта эпоха получила наименование ананьинской, по названию могильника, который одним из первых открыл миру эпоху раннего железного века Прикамья. Раскопки могильника в районе сел.Ананьино под г.Елабугой были произведены в 1858 г. Алабиным П.В. и Шишкиным И.В., находки найденные при исследовании памятника позволили выделить Ананьинскую археологическую культуру. Вскоре похожие находки стали массово выявляться на огромной территории Приуралья. Памятники ананьинской культуры были выявлены в Прикамье, Поволжье, на р.Белой и Вычегодско-печерском крае. К кон.ХХ в. ареал распространения ананьинских древностей стал настолько велик, что использовать в научных кругах понятия ананьинская культура стало не совсем уместно, и его место пришло понятие ананьинская культурно-историческая область. На поселениях выявлен следы больших наземных жилищ площадь которых в среднем была ок.80-120 м2. Появляются укрепленные поселения – городища, которые имели достаточно внушительную систему обороны. Остатки костей домашних животных и злаковых, позволяют говорить о переходе к производящей экономике. Среди домашних животных предпочтения отдавалось свиньям, лошадям и крупному рогатому скоту. Значительную роль в хозяйстве ананьинцев продолжало занимать охота и рыболовство. Многочисленные находки грузил, гарпунов и крючков, говорят о широком распространение рыболовства среди населения Ι тыс. до н.э. Находки на городищах и поселениях металлургических комплексов, недоделанных и бракованных орудий, говорят о развитии местной металлургии.

Погребальный обряд ананьинцев характеризуется, как кремацией (трупосожжение), так ингумацией (трупоположение). Особой чертой ананьинских могильников становятся захоронения в «домиках мертвых» - деревянных срубных конструкциях имитирующих дом, который возводился над могилой или несколькими могилами. Захоронения совершались близко к воде и ногами к реке, что указывает на тесную связь воды и представлений о стране мертвых. Вода для них представлялась как «дорога смерти» или была местом расположения мира мертвых. Получает интенсивное развитие духовная мысль появляются крупные святилища, например, Гремячанское в Осинском полесье (Пермский край) и Гляденовское на р.Мулянка (Пермский край). Фактически на каждом раскопанном ананьинском поселенческом памятнике выявлен крупный святилищный комплекс (Аргыжское городище (Удмуртская респ.), Половинное и Заюрчимское поселения (Пермский край) и т.д.).

Носите ананьинской культуры имели устойчивые торговые связи с Кавказом, Причерноморьем и Средней Азией. Многочисленные вещи из данных регионов и стилистические заимствование не оставляют сомнений в этом факте

Развитие социальной дифференциации, становление религиозных представлений и трансмиссия идей находит свое отражение в Пермском зверином стиле Ананьинского времени. Через это отражение мы можем выявить ценностные ориентации определенных социальных кругов ананьинского общества – воинов (вождей-жрецов). В «зверином» стиле украшалось оружие (секиры, чеканы, рукояти ножей, мечей, кинжалов, крючки), конского снаряжения (псалии, пронизи).

Вопрос о происхождении и хронологии существования ананьинской культуры, до сих пор вызывает острую дискуссию. Существует две точки зрения одно о монокультурном и второе о поликультурном происхождении ананьинской культуры. Последняя точка зрения, на сегодняшний день является наиболее признанной. По вопросу хронологии так же существует две точки зрения: первая традиционная датирует существование ананьинской культуры VIII-III вв. до н.э., вторая точка зрения высказанная Коренюком С.Н. в 1990ые гг., он датирует культуру - X-II вв. до н.э.

 

 

Мингалев В.В.

к карте